«МЁД-лекарство,а не мёд-еда!»
Бесконтактное пчеловодство!
Крик Души добросовестного пчеловода!
Написать эту статью меня побудило письмо пчеловода из Якутии.
В письме он похвалил улей за хорошие результаты зимовки и в то же время высказал осторожное неудовольствие в том смысле, что теперь пчеловод лишается самого главного, ради чего собственно и затевался весь этот «сыр-бор» - общения с пчёлами. Мол, улей необслуживаемый – это хорошо, но мне нравится, когда я работаю с ним. И всё тут!
Целиком и полностью согласен с уважаемым мною пчеловодом.
Действительно, контакты с пчелиным сообществом доставляют истинное удовольствие для человека. Здесь происходит не только эмоциональная разгрузка, пчеловод получает не только заряд бодрости, даже хобби, но и реально укрепляет своё здоровье, употребляя натуральные продукты пчеловодства. Да и укусы пчёл тоже полезны – это натуральный, природный антибиотик.
Ну что же, давайте вместе с Вами, модернизируем наш необслуживаемый улей.
И пусть он будет «немного обслуживаемым».
Дадим ему условное название: улей-колода «Комби М».
Как вариант, предлагается использовать сборно-разборный улей-колоду «Комби».
Весной, когда больше половины гнездовых рамок уже занято пчелиным расплодом (не строго!) - ставим сверху новый гнездовой корпус. Матка переходит в верхний корпус и начинает червить там. Затем, меняем местами эти два корпуса (подрезав соты). Между ними, обязательно, устанавливаем разделительную решётку. В верхнем корпусе выводятся пчёлы, а свободные ячейки – заливаются мёдом.
Матка в верхний корпус уже не попадёт, она пойдёт только вниз, а после того как мы снимем верхний медовый корпус – пчёлы будут складывать мёд в колодной части улья.
Всё-таки, я поклонник колодного мёда, а не центробежного, по разным причинам, уже неоднократно озвученным на нашем сайте, поэтому не буду повторяться.
Колодный мёд – это удовольствие, а центробежный – прибыль!
Этот же метод можно использовать и для того, чтобы получить новую семью пчёл.
Просто установите этот корпус на месте материнского (старого) улья, чтобы в него вернулись все лётные пчёлы к своей матке. Вы получили работающий улей со старой маткой, а материнский улей, оставшийся без матки с молодыми пчёлами, легко принимает новую подсаженную плодную матку, которая сразу же начнёт откладывать яйца. Перерывов в яйцекладке не будет и обе пчелиные семьи быстро войдут в природный ритм жизнедеятельности.
Также, рекомендую в первый год, во время формирования нового улья, к нижней планке пчелиных рамок подклеить полоски вощины (с помощью термо пистолета, зажигалки, но не спичек), для уменьшения количества трутневых ячеек сотов, хотя бы на нескольких рамках в середине гнезда, чтобы помочь пчёлам в строительстве пчелиных сотов.
Был у меня такой случай: во время опытной эксплуатации и отработке технологии я заметил, что некоторые пчелиные семьи строят большое количество трутневых ячеек (вспомните: когда вы подрезали нижнюю часть чёрных сотов на рамке, то пчёлы, как правило, достраивали это пространство трутневыми ячейками…). Это природные инстинкты пчёл. Значит им так надо. Так предусмотрела Природа этих удивительных насекомых, чтобы было крепкое потомство, чтобы поддерживался инстинкт размножения…
Так вот, тогда я пытался (несколько раз) удалять трутневые соты, оттянутые пчёлами в колодной части улья, пчёлы всё равно упорно восстанавливали разрушенное трутневыми сотами. Видя бесперспективность своего дела я стал наблюдать за дальнейшим поведением пчёл. В итоге, в какой-то момент времени пчёлы самостоятельно сгрызли трутневые соты в середине гнезда и отстроили там пчелиные ячейки. Хотя, надо заметить, в других ульях всё было немного по-другому: пчелиных сотов было значительно больше, хотя и трутневых было достаточно. На мой взгляд – даже избыточное количество. Но, видимо пчёлам это нужно. Зато, они с удовольствием заливают трутневые ячейки нектаром, что тоже имеет свои преимущества.Впрочем, надо заметить, что размер пчелиных ячеек (диаметр) в колодной части улья, значительно больше тех, которые задаются ГОСТом на вощине. Поэтому, с первого взгляда, может показаться преобладание трутневых ячеек.
А в принципе, я стараюсь всё делать так, чтобы не мешать пчелиной семье жить и развиваться согласно природных инстинктов, заложенных самой Природой этих замечательных насекомых.
Вот, результаты исследований современных пчеловодов (отрывки из Интернета):
Пчеловоды традиционно считают, что трутни лишают семьи большого количества меда. Однако пчелы личинок трутней выращивают в основном на белковом корме, да и взрослые, самцы — небольшие потребители меда. Потери в целом минимальны, а компенсируются тем, что они своей большой биомассой поддерживают микроклимат в улье, чем освобождают пчел для работы в поле.
Замечено, что в семьях с трутнями летная активность пчел выше даже при ухудшении погоды, что приводит к повышению медопродуктивности семьи. Это подтверждают и другие пчеловоды, проверявшие этот способ.
Применяя противороевой вывод трутней, пчеловоды отмечают, что большинство семей летом стремится к тихой смене маток (почти 75% семей с двулетними матками проводили тихую смену, 18% делали это в следующем сезоне). Это явление наблюдали регулярно в течение 5 лет. Из этого можно сделать вывод, что тихая смена — обычное явление, при помощи которого семья приобретает молодую хозяйку.
Опытные пчеловоды на втором году меняют маток, а у менее опытных - семьи роятся. Видимо, действия пчел к замене матки запускают другие механизмы, хотя тихая смена в роях со старой хозяйкой — явление обычное, но мало кто дает пчелам возможность провести ее в конце лета. Причем вывод трутней и невозможность роения побуждают пчел к тихой смене — для них единственная возможность заиметь молодую матку.
Особо нужно отметить связь между противороевым выводом трутней и заклещенностью семей. Например, в семьях без трутней на донных вкладышах находили в среднем по 12 мертвых самок паразита, а в семьях с трутнями - в среднем 46.
Таким образом, если есть трутневый расплод, пчелиный находится в относительной безопасности. Перелом наступает во второй половине лета, когда матка ограничивает откладку неоплодотворенных яиц, и клещ переходит на личинок пчел.
И вот ещё интересная исследовательская статья о роли трутней из журнала "Пчеловодство"
Мёд помогают делать трутни.
Уже в течение нескольких лет занимаемся новой теорией роения и проверяем на практике все известные противороевые приемы. Разумеется, получены и обнадеживающие результаты. Над теоретическими обоснованиями нашего метода сейчас ломают головы специалисты и ученые двух биологических кафедр природоведческого факультета университета в Оломоуце; результаты предполагается опубликовать в специальной литературе.
Применение нового противороевого способа очень просто, а результат вполне удовлетворителен; способ не требует никакого специального оборудования. На наших экспериментальных семьях демонстрирует 100-процентный результат и не требует полного подавления роевого настроения. При предлагаемом способе содержания семей пчел роевое настроение вообще не возникает. Несмотря на то, что имеем долговременную проверку на более чем 50 семьях, хотелось бы, чтобы это способ был проверен независимыми пчеловодами-скептиками в различных регионах страны, в различных условиях содержания и в ульях различных конструкций.
Основа способа
Способ основан на предположении, что любая активная живая система потребляет энергию. Роение является очень трудным и энергоемким явлением. Неудивительно, что пока нам удается управлять этой энергией, направляя ее на вывод трутней, роение невозможно. Наш опыт показывает, что пока выводится оптимально большая биомасса трутней, пчелы не роятся, и при этом значительно возрастает производство меда.
Рабочий процесс (последовательность работ)
Роение в нашей местности регулярно наступает в мае-июне в зависимости от высоты над уровнем моря, и в половине июля уже становится редким явлением. С противороевым выводом трутней начинать нужно в конце апреля или в начале мая. Самое лучшее время – когда в семьях появляется строительный инстинкт, и пчелы имеют потребность и возможность отстраивать трутневые соты. Семьи уже могли бы иметь отстроенными и заполненными расплодом две рамки с вощиной, помещенных в центре «расплодного тела» семьи во время цветения черешни и яблони. Этого количества вощины хватает для надежного предотвращения роения. Каждая из таких вложенных вощин по соображениям тепловой стабильности должна быть с обеих сторон окружена двумя рамками с расплодом, хорошо обсиженными пчелами.
При выводе трутней для этой цели не рекомендуется ставить строительную рамку с краю семьи, как советуют в пчеловодной литературе. Нашу рекомендацию нужно соблюдать неукоснительно. Трутневые соты должны быть частью «расплодного тела» гнезда и всегда должны быть окружены не менее чем двумя рамками с расплодом, хорошо обсиженными пчелами. Никогда не ставьте для вывода трутней две рамки рядом!
Свежеотстроенные трутневые соты являются неодолимой приманкой для матки, и она сразу же заполняет их трутневым расплодом, а пчелы, тем самым, вынуждены заботиться о нем. Таким образом, в семье не возникает избыточная энергия, являющаяся причиной возникновения роевого настроения, т.е. первоначальная причина роения устраняется целенаправленным выводом трутней. Трутни «отбирают» избыточную репродукционную энергию семьи и экономят пчеловоду время, труд и финансы. Роения не возникает. Это состояние легко достигается всего лишь постановкой и засевом четырех строительных рамок (наш размер рамок – 39х24 или 37х30 см). В ульях с низкими надставками и при многоматочных технологиях нужно это рекомендуемое количество строительных рамок увеличить. Первые две строительные рамки следует поставить в гнезда «на переломе» апреля и мая, а вторые – после их отстройки, т.е. недели через две. Слабые семьи свободное пространство строительных рамок заполнят пчелиными ячейками. Не следует опасаться, что вывод большого количества трутней повредит семьям. Однако с усилением семей нужно этот, теперь уже нежелательный, пчелиный расплод вырезать из строительных рамок, и освободившееся пространство пчелы застроят теперь уже трутневыми ячейками. Основным требованием при таких действиях в весеннее время является сохранение теплового режима семьи, и такие манипуляции следует проводить при наличии взятка, когда в семьях будет наблюдаться «побелка» сотов. При сильном взятке нужно следить, чтобы пчелы в трутневые ячейки подставленных строительных рамок не складывали нектар. Такие трутневые соты не обладают противороевым эффектом. Поэтому нужно ту часть их, что с нектаром, вырезать, и снова оставить под отстройку.
В наших ульях пчелы занимали расплодом две надставки, по 12 рамок в каждой (37х30 см). В каждой надставке в центре гнезда в «расплодном теле» имелось по 2-3 строительных рамки для вывода трутней. Речь идет о количестве несколько большем, чем нужно. Некоторые строительные рамки в слабых семьях оказываются не заняты расплодом, это, однако, никак не вредит жизни пчел. Почти 1/4 поверхности сотов может служить для наращивания массы трутней. Для противороевого вывода трутней трутневые соты в основном до 15 июля не вырезают. Вырезание трутневого расплода считается в литературе противороевым приемом. Однако это не так. Трутни подавляют роение. Семья, выращивающая большое количество трутней, не роится, поскольку за трутневым расплодом и за трутнями некому было бы ухаживать.
Положительные факторы вывода трутней
1) При выводе трутни потребляют мало меда, и выводятся в основном при наличии белкового корма, получаемого из пыльцы. Пыльцы же во время вывода трутней (в мае и июне) в природе предостаточно.
2) Большая биомасса трутней занимает пчел-кормилиц и отвлекает их от роения. Тем меньше трудозатраты по уходу за семьями. Обычно за сезон нужно 160-180 мин рабочего времени для обслуживания одной пчелосемьи. При целенаправленном выводе трутней времени по уходу нужно еще меньше – 45-60 мин. Это, конечно, без учета времени на другие нужды (на откачку меда, вывод маток, формирование отводков и т.п.). Это касается лишь семей, предназначенных для производства меда.
3) Трутни вылетают лишь на короткое время для спаривания с матками. Большее время они находятся в семьях, где помогают обогревать расплод. Этим они освобождают тысячи пчел для работы в поле, и принос меда при этом значительно увеличивается. Это явление особенно заметно в неблагоприятное время.
4) Семья, которая, благодаря выводу трутней, не роилась более двух лет, предрасположена к тихой смене маток. Это положительное явление с экономической точки зрения, и многие пчеловоды могут не искать на стороне маток, а выводить таким способом их у себя.
Нежелательным явлением при этом являются близкородственные спаривания. С другой стороны появляется риск увеличения в семье популяции клеща Varroa destructor. Их абсолютное количество бывает больше, чем в семьях, не имеющих трутней, поскольку этот паразит предпочитает размножаться в трутневом расплоде, но степень заклещеванности пчелиного расплода при этом оказывается ниже. Вырезка же всего трутневого расплода после 15 июля избавляет семьи пчел от большого количества клещей. А последующая противоварроатозная обработка любым из рекомендуемых средств и поздне-осенняя обработка бипином уничтожает основную массу оставшихся в семье клещей.
• • •
Совершенно иным путем и совсем по другому поводу со временем я пришел к тому же убеждению. Началось это лет 8-10 назад, когда я в связи с выводом маток выводил также и трутней. Стремился, чтобы трутней у меня было с избытком. При этом и замечал изменения, происходившие в семьях:
• Примерно через 3 года снизилась на моей пасеке ройливость, и сейчас – последние года три – семьи не роятся вообще. Поскольку я маток мечу, и если к концу сезона в семье оказывается та же матка, что была в начале сезона, то это дает основание утверждать, что семья не роилась. Это подтверждается и количеством откачанного меда.
• Возросло количество семей, где происходит тихая смена маток. Спутать роение и тихую смену невозможно, так как гнездо каждой семьи проверяется каждые 10-14 дней еще и потому, что успешно использую маточники тихой смены.
• Производство меда за эти 8-10 лет возросло втрое.
• Что касается клеща, то у меня были определенные опасения на сей счет при выращивании трутней, но эти опасения отпали при соблюдении сроков и правил осенней обработки и использовании полосок формидола в течение сезона.
• Затраты времени по уходу за пчелами у меня больше. Но этому есть две причины: во-первых, технология матководства предполагает более частое «заглядывание в ульи», а во-вторых, пристрастие «держать голову в улье»; для меня «ходить к пчелам» – жизненная необходимость, своего рода «апипсихотерапия».
Для оценки же лётной деятельности пчел у меня нет достаточных данных.
По материалам журнала «Včelařstvi»
Пер. с чешск. В. Ефимов